Расписание Свято-Никольского храма (г. Среднеуральск) с 12 по 18 августа:
14 августа , ср – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
8.30 – Литургия. Чин малого освящения воды. Освящение меда. Лития
16.00 – Вечернее богослужение. Исповедь
15 августа , чт – первомч. архидиакона Стефана
8.30 – Литургия. Молебен свт. Николаю Чудотворцу. Лития
16 августа , пт – прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца
10.00 – Канон прпп. отцам Киево-Печерским
16.00 – Вечернее богослужение. Исповедь
17 августа , сб – Семи отроков, иже во Ефесе
8.30 – Литургия. Молебен о здравии воинов. Панихида
14.00 – Огласительная беседа
16.00 – Всенощное бдение. Исповедь
18 августа , вс – Неделя 8-я по Пятидесятнице, Предпразднство Преображения Господня
8.30 – Литургия. Молебен о здравии воинов
16.00 – Всенощное бдение. Исповедь
14 августа отмечается Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас).
В названии этого праздника вместо слова «изнесение» чаще встречается «происхождение». Это не совсем точный перевод греческого слова, которое означает «церемония» или «процессия». Так, в греческом часослове 1897 года происхождение этого праздника объясняется так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Традиционно в этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест. По принятому ныне в Русской Церкви чину до или после Литургии также совершается малое освящение воды.
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня является и началом Успенского поста. Он длится с 14 по 27 августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мёд. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз — в Преображение Господне (19 августа).
Медовым Спасом же этот праздник называется потому, что вместе с освящением воды совершается освящение меда и с этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Собственно, в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает, кроме Изнесения Креста, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Но, как водится, народные традиции и православные, слились воедино и благополучно сосуществуют уже многие века.
На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы — все, чем плодоносен август. Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников — раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху.
Существует еще одно название праздника 14 августа — Маковей, в народе — Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.
Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого Мокрого Спаса крестьяне уже не купались.